3 сентября 2009 г.

Самерхилл - Воспитание свободой

Внимательный читатель, конечно же, должен был бы быть удивлен, тем, что в списке школ не упомянут Самерхилл. И действительно, это все не спроста (С)
The aim of life is happiness.
The evil of life is all that limits or destroys happiness.
Итак, А.С.Нилл и его Воспитание свободой.
Путь к книге был на редкость прямой – товарищ Гипенрейтер в своей второй книге посвящает этому явлению несколько страниц и одну иллюстрацию. Так что, те кому лень читать оригинал или эту рецензию, могут смело идти на стр. 60 Продолжаем общаться с ребенком. Так?
Ну что, книга оказалось лучше, чем я мог только мечтать. Кроме остроумных историй и собственно описания принципов педагогики Нила (кажется, это так называется), книгу можно смело использовать как введение в психоанализ. Постараюсь ретроспективно восстановить основные моменты этого направления в книге (по остальным как обычно вам не избежать цитат, да еще в моем переводе).
1. Бессознательное
В наш рациональный век, как-то не принято упоминать о том, что большая часть мотивов людей не осознаются ими. «Дон Жуан» коллекционирует победы, «Дерипаска» хочет стать самым богатым человеком в мире, «Путин» служит «родине», а «некая Маша» упорно встречается «не с теми мужчинами». «Ганнибал-лектор» упорно ест людей, а ребенок стучит молотком по паркету. Мы хотим этого и не осознаем, почему мы этого хотим.
2. Символическое восприятие
Не контролируемое сознанием, бессознательное интерпретирует вещи, явления и связи в соответствии со своей «не классической» логикой. Ладно бы просто интерпретировало, так еще и запоминает, а потом подбрасывает нам «подсказки» в самые не подходящие моменты. Вы любите мокрый хлеб, опасаетесь незнакомцев в темных углах, огорчаетесь, когда проигрываете в «монополию»? Может мокрый хлеб для вас образ неприятного будущего, а проигрыш, лишение родительской любви? Явления и вещи воспринимаются отлично от того, чем они являются на самом деле.
3. Родители
Родители это слишком много и слишком мало. Много так как очень долго мы меряем ими весь остальной мир, и мало, так как очень многое занимает их место, при каждом удобном случаи. Нилл честно говорить, что является символом отца для всех своих учеников. И более того, каждый взрослый, является символом родителя для ребенка.
Цитаты (скромно замечу, что читал в оригинале – посему перевод мой, комментарии в скобках):
Родители должны признать тот факт, что рано или поздно дети отделяться от них. Естественно, я не имею ввиду, что дети покинут родителей и никогда не увидят снова. Я имею ввиду психологическое отделение; избавление от детской зависимости от дома. Это естественно для матери пытаться оставить детей зависимыми от себя. Я знаю много домов, где дочери живут до старости, лишь бы родителям было хорошо. И в большинстве случаев такие семьи несчастливы. (Опять я опоздал).

Ругательства бывают трех типов: сексуальные, религиозные и экскрементный. … Разница между Самерхилл и обычной школой в том, что наши ученики матерятся открыто, а остальные скрытно. (Все ругательства есть следствия подавления и чувства вины. Интересно, я не могу вспомнить ни одного религиозного ругательства, которые у нас подцензурны. Наверное, надо сказать спасибо советскому атеизму. Какашки и остальные экскрементны популярны, если вас упорно приучали к горшку или стыдили за пописы. Сексуальные ругательства, естественны, так как «в СССР секса нет».)

Иметь хорошие манеры, значит думать о других, нет - чувствовать других людей. Однажды пожилой джентльмен был очень не доволен тем, что мальчишки приветствовали его "Привет дядя!". В чем проблема, я ему ответил, вы бы были довольны, если бы они сказали " Привет, уважаемый господин"? Правда в том, что вы оскорблены. Ваше чувство гордости было задето. Вам хотелось бы от детей подчинения, а не хороших манер. Это так для многих взрослых. Им бы хотелось, что бы дети были как вассалы при феодализме. Такой тип эгоизма гораздо мене оправдан, чем эгоизм детей. Дети должны быть эгоистами, и взрослые должны ограничивать их эгоизм по отношению к вещам, но не к людям.
Дети по природе своей шумные, и взрослые должны принять этот факт и научиться с этим жить. Детям, для того, что бы расти здоровыми, нужно играть в шумные игры
Манеры появляются сами собой. Наши выпускники имеют великолепные манеры, хотя в 12 лет они облизывали свои тарелки. Никто не должен заставлять ребенка говорить "Спасибо", и даже просить его говорить "Спасибо". Конечно я кричу ребенку "Закрой дверь", но не потому что я хочу улучшить его манеры, а потому что не хочу вставать и закрывать самостоятельно. Вежливые манеры это концепция взрослых. Дети, будь он детьми профессора или грузчика не интересуются манерами.
Почему дети должны подчиняться? Мой ответ: Они должны подчиняться, что бы удовлетворить жажду взрослых во власти. Иначе, зачем детям подчиняться
Тоталитаризм начался и до сих пор начинается в детских комнатах. .. Деспотизм всегда начинается с еды, с кормления по расписанию.
Однажды пожилой товарищ сказал у меня на лекции: «Мой отец порол меня, и Я не жалею об этом, сэр! Я бы не стал бы тем, кем я являюсь сейчас, если бы меня не били». У меня никогда не хватало духу ответить "Между прочим, а кто вы сейчас?"
Любящее окружение, без родительской дисциплины, убережет от неприятностей детства. Вот что я хочу, что бы поняли родители. Если у их детей любящее окружение дома, злоба, ненависть и жажда разрушений никогда не появятся.
Позвольте ребенку быть самим собой. Не командуйте им. Не отчитывайте его. Не совершенствуйте его. Не заставляете его делать что-либо. Возможно, вы не согласитесь с этим, но тогда вы должны найти лучший ответ.
Последняя часть эта некая FAQ, типичные вопросы/ответы:
Почему мой малолетний сын постоянно лжет?
Возможно, он копирует своих родителей.
Что нам делать: наш двенадцатилетний сын не хочет мыть руки перед едой?
Почему вы так много придаете значения чистоте? Вы уверены, что ваша забота о его чистоте не заслоняет вашего страха о его духовной нечистоплотности?
Наша дочка читает вульгарные книжки. Что нам с этим делать?
Обеспечить ее всеми вульгарными книжками, на которые у вас хватить денег. Затем она перерастет свой интерес к таким книжкам.
Что мне делать с ребенком, который стучит молотком по моей мебели?
Забрать молоток, и сказать, что не позволите ему ломать то, что не принадлежит ему. Если он продолжит в том же духе то, дорогая мама, продайте свою мебель и запишитесь к аналитику, который позволит вам осознать, как вы сделали из своего мальчика проблемного ребенка.
Вы одобряете подарки ребенка, как проявление любви?
Нет. Любовь не нуждается в материальных знаках. Но детям нужны подарки на дни рождения, новый год и тп. Но не ожидайте и не требуйте за это благодарности от них.
Если ребенку дать абсолютную свободу как он узнает о необходимости самодисциплины?
Нет такой вещи как абсолютная свобода….Учить или не учить Латынь индивидуальный выбор. Но если в классе, где учат Латынь, ребенок все время дурачится, то класс должен его выгнать, так как он нарушает свободу других.
Насчет самодисциплины, это очень расплывчатый термин. Очень часто это означает готовность соответствовать представлениям взрослых. Настоящая самодисциплина не опирается на наказание или одобрение. Она учитывает права других и признает их право на другую точку зрения.
Нужно ли детей учить делать сбережения?
Нет. Дети не могут видеть дальше сегодняшнего дня. Позже, когда она захочет купить дорогую вещь, они накопят без специального тренинга.
Хочу подчеркнуть еще раз: дети должно быть позволено расти с их собственной скоростью. Многие родители делают ужасную ошибку, стараясь ускорить темп.
Никогда не помогайте ребенку когда от делает что-либо самостоятельно. Когда он пытается карабкаться на стул, любящие родители помогают ему, и лишают его величайшего детского счастья – преодолеть препятствие.
После того как Вилли (7 лет) вернулся домой (после первой четверти в Самерхилл) он так матерился, что соседи не позволяют ему играть со своими детьми. Что делать?
Не повезло, жаль и плохо для Вилли, но что делать? Если ваши соседи шокированы парочкой Б, они ущербные люди которые должны держаться подальше от Вили.
Если ребенок делает что-либо опасное в Самерхилл, вы позволите ему продолжать?
Конечно нет. Люди часто не понимают, то быть свободным не означает быть дураком. Мы не разрешаем нашим малолеткам решать, когда идти спать. Мы защищаем их от опасных машин, автомобилей, разбитого стекла и глубоких озер. Мы никогда не даем ребенку ответственность, которой он не готов. Но помните, что половина всех опасностей имеет корни в недостатке знаний. Ребенок, который балуется с огнем, часто не знает правду о нем.

Три ценные идеи (помимо 1-2-3 выше)
• Ребенку многое хочется – дайте ему возможность прожить это и, в итоге, перерасти. Не можешь предотвратить – возглавь
• Эгоизм по отношению к вещам, но не к людям. Люди сами строят отношения между собой (хотя иногда помощь доктора им несомненна на пользу)
• Быть честным с ребенком. Нилл приводит случаи достойные «Затаенной боли», связанные с тем, что детям лгали относительно их рождения.
Три вопроса
• Как преодолеть разницу между домом, школой, улицей? Нилл много раз подчеркивает разрушительный эффект, когда родители не готовы поддерживать дома принципы школы.
• Многие вопросы, решаются Нилом без объяснения читателю деталей. Например «Не нужно просить ребенка взять ответственность, к которой он не готов, не нужно на него взваливать решения, до которых он еще не дорос». А как определить, что он готов?
• Дети отличаются от взрослых, но чем? Кроме того, что взрослые, как толпа, боятся юности и поэтому хотят управлять ими, других отличий не видно. Надо искать.
P.S. Русский вариант есть здесь(первые главы) и здесь(скан)
P.S.2: Ах, ну да, собственно педагогические принципы (неопознаный источник):
1. Предоставить в полной мере выбор и возможности, позволяющие детям развиваться с их внутренней природой и потенцией и следовать в связи с этим своим собственным интересам.
2. Предоставить детям свободу от принудительного или навязанного оценивания их образовательного уровня, позволяя им самим регулировать и осуществлять свои собственные цели и достижения.
3. Предоставить детям полную свободу в возможности играть без ограничения времени. Игра, наполненная творчеством и богатым воображением, является неотъемлемой частью детства и развития личности.
4. Предоставить детям возможность испытывать и переживать весь спектр чувств; освободить их от суждений и вмешательства со стороны взрослых.
5. Предоставить детям возможность непосредственно жить в таком сообществе, который стоит на их стороне и за которое они несут ответственность; сообществе, в котором они в полной мере могут быть самими собой, а также иметь право вносить изменения в его жизнь демократическим путем.
Что настораживает: Родители не участвуют в процессе (Answer 12)

2 комментария:

  1. 1. Предоставить в полной мере выбор и возможности....
    Что делать, например, в такой ситуации. Родители хотят поехать в горы (пеших поход), по ребенку (6 лет) видно, что он не хочет, но и расставаться с родителями не хочет. Вынужденно соглашается. На душе "скребут кошки", результат - ни кто никуда не едет.

    ОтветитьУдалить
  2. Хм, необычный результат:) обычно "все идут - один ноет". Но если серьезно, то конечно лучший вариант - найти решение удовлетворяющее всех. Имеет смысл себя - что для меня лучше идти вмести или оставить некоторых дома? и в эту сторону вести переговоры:)

    ОтветитьУдалить