23 июля 2009 г.

Статус образования

Как и было обещенно, тема получает продолжение.

Сначала маленький дисклэймер: сколько живу столько убеждаюсь, что то о чем так долго говорили большевики идеи и затеи, которые особенно хороши, глубоки и пришли мне в голову по результатам некого insightа, зачастую высказывались уже не первый год, а то и десятилетие. Более того, очень часто они даже уже реализованы. Что собственно огорчает с одной стороны, но с другой стороны радует (как минимум, значит, идеи не такие уж безумные, и можно посмотреть, что вышло из этого). Ну и кроме этого, можно попытаться сделать лучше:)

Итак новости по вопросам образования/воспитанияс тех пор такие:

Образование 2.0, а точнее Школа-парк
Школа-парк — это набор, или парк (совокупность, сеть), открытых разновозрастных студий. Под студией понимается свободное объединение учеников вокруг учителя для совместного обучения. При этом состав студий определяется, с одной стороны, составом имеющихся учителей, их реальными знаниями и умениями, а с другой стороны — образовательными потребностями учеников. Таким образом, состав студий не является постоянным, он меняется, подчиняясь закону спроса и предложения на рынке образовательных услуг.
Что нравится: индивидуальная программа по выбору ученика
Что настораживает: традиционная программа (ни тебе походов, ни самоуправления ни прч не научных занятий)


Есть также побочная ветка темы школы-парка, которое выражается формулой:

Образование 2.0 = Образование + WEB 2.0

В этом случаи, имеется ввиду образование с применением современных технологий: социальных сетей, блогов, wiki, rss, видеоконференции.
Что нравится: технологично, низкие затраты на реализацию, широкий охват
Что настораживает: отсутствие в концепции очных встреч и физической активности

Sudbury Valley School
Обеспечить среду, соответствующею нашему месту и нашему времени, в которой дети могут взять ответственность за собственную подготовку стать эффективными взрослыми (to provide an environment, suitable for our place and time, in which children can take responsibility for preparing themselves to be effective adults)
Что нравится: равноправие детей, родителей и сотрудников (в том числе в вопросах управления школой, найма персонала и бюджета)
Что настораживает: ориентация на интеграцию в американское общество

Эта школа является примером Democratic education, оказывается их достаточно много и даже есть в Москве:
Школа самоопределения (ЦО №734)
главная задача человека – максимально реализовать свою человеческую сущность, индивидуальность, стать самим собой («тем, что я есть») и тем самым исполнить свое всеобщее и индивидуальное предназначение, реализовать заложенные в нем потенциальные возможности
Роль школы при этом состоит в создании системы благоприятных условий для осуществления такого процесса личностного самопознания, самовыражения, самоопределения по отношению к природе, обществу, самому себе
  • гуманистический, толерантный и демократический уклад школьной жизни
  • переход от классно–урочного устройства школы к пространственной организации школьной жизни
  • школы полного дня
простроить такой образовательный процесс, при котором ученик постепенно переставал бы быть объектом педагогических воздействий и становился бы субъектом своего образования

Что нравится: самоуправление и прочая моделирование социальной жизни, вариативность программы
Что настораживает: нет межвозрастных групп

МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КИНОШКОЛА
ОСВАИВАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ВМЕШИВАЯСЬ В НЕГО РЕАЛЬНЫМ ТВОРЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЕМ
Основной формой, реализующей данную установку, является проектно-экспедиционная работа
«Планка» – это тот уровень, что ставит себе человек, и по отношению к чему он рассматривает свои удачи и неудачи в деятельности
ЕСЛИ ТЫ НАУЧИШЬСЯ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ СЕБЯ И ДРУГИХ ТО ТЕБЯ ЖДЁТ СВЕТЛОЕ БУДУЮЩЕЕ
В чем обычно обвиняют Киношколу
Что нравится: ориентация на формирование собственных взглядов и навыков личного выбора
Что настораживает: школа для будущих людей искусства, журналистики и педагогики

Шведская парта от Идеолога чайлдбизи
предлагается ввести полностью свободное посещение уроков, чтобы дети могли брать знания от учителей по своему выбору -- как еду со шведского стола
Что нравится: критика традиционной школьной системы
Что настораживает: отсутствие реальных шагов и дел по реализации этой идеи автором

Вальдорфские школы
Московская Вальдорфская Школа
Путь зерна
Семейный лад
ВШ в Дачном
Учебная программа строится с учётом закономерностей развития ребёнка, отвечая на его изменяющиеся с возрастом потребности

Формой организации учебного процесса является преподавание «учебными эпохами» (циклами «погружения»), каждая из которых длится от 1-2-х до 3-4-х недель. Ряд общеобразовательных предметов: история, биология, география, а также (частично) математика, русский язык и литература – изучаются концентрированно в виде определенных циклов
Что нравится: отсутствие отметок (до 7го класса :) )
Что настораживает: противопоставление детей и учителей, а так же ведомая роль детей

Школа Щетинина
Мотив учебы один - не для себя учусь, а для рода своего, а через него для народа своего, а через свой народ служу другим народам, а через это всему Мирозданию от пташки Малой до Галактики.
  • Я учусь (изучаю предмет).
  • Я учусь учить (постижение методических знаний и способов).
  • Я учу (взаимообучение учеников).
  • Я учу учить (уровень передачи методических способов).
Что нравится: разновозрастные группы, интеграция обучения и жизни, многоуровневое погружение
Что настораживает: постановка целей детям, упор на долг

Школа Поиска Человека (ЦО № 654, ШПЧ)
Несмотря на название - ничего интересного, не верите - прочтите Правила поведения учащихся ЦО № 654

Проектный колледж (ГОУ СОШ №1314)
Мы учим детей мыслить, работать в коллективе, формировать свою позицию.
Обучение проводится по всем основным общеобразовательным предметам и по специальным курсам, направленным на развитие мыслительных способностей – метапредметам «Знак», «Знание», «Задача», «Проблема».
Наша школа ориентирована на философско-методологическое образование.
В старших классах ученики имеют возможность реализовывать свои замыслы, предлагать свои решения общественно значимых проблем в рамках особых занятий - ПРОЕКТОВ.
Что нравится: интересная учебная программа, и возможно интересные учителя (для тех кому интересны ММК, ОДИ и прч)
Что настораживает: причем тут дети?


Если вы не офигели от такого обилия, то вот параметры, по которым классифицируем школы и подходы к образованию/воспитанию:

  • Время нахождения в школе (не полный день, полный день, интернат)
  • Разнообразие и Свобода выбора программы (дополнительные предметы, индивидуальная программа, выбор программы за учеником)
  • Отношение Учитель-Ученик (равноправие, Взрослый-Ребенок, Родитель-Ребенок, Начальник-Дурак)
  • Оценки (периодическая аттестация, отсутствие оценок)
  • Формирование классов (разновозрастные группы, погружение в предмет..)
  • Отношение к современности и социализация (кругом враги, подготовка к взрослой жизни, ..)
P.S. для не продвинутых читателей - Лучшие школы Москвы-2006

2 комментария:

  1. Отличная информация! Жаль, однако, что совсем не освещено движение Home-schooling/Home education как альтернатива системе и другим направлениям в образовании.
    Всем привет и надеюсь скоро увидеться!
    Маша Яснова

    ОтветитьУдалить
  2. Привет! Домашнее обучение это как домашние роды - все то же самое, но с другим распределением ответственности. Хотя изучив вопрос роддомов не вольно приходишь к мысли, что "домашнее" это единственно более менее приемлемое:)
    Или я ошибаюсь - и в домашнем образовании не только форма, но и содержание другое?

    ОтветитьУдалить