5 мая 2011 г.

Ганди

После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем
посетовал Путин

Что я знаю про Индию (ну кроме наличия в ней Гоа, которое совсем не Индия, и привычку населения сжигать мертвых)? Что я понимал про индусов (ну кроме того, что они отобрали работу у программистов всего мира)? Делая подборку кино для Ао Чо, я в категории исторические фильмы закачал 3х часовый фильм со знакомым брэндом "Ганди".
Ждал я от него чего-то среднего между капитаном Немо (не рыбкой, а ЖюльВерновским) и исторической сагой в духе БСЭ - ну там мол Британская империя, ну там мол угнетенный народ, борьба и т.п..

Но граждане! Это же оказалась преинтереснейшая история (никогда кстати не понимал мучения отцов на тему "учить диамат и прочую историю партии" - наверное все дело в обязаловке).

Для начала вопросник (для тех, кто не застал до-демократическое образование)
- Что общего между Махатмой Ганди и Индирой Ганди?
- Почему Индия и Пакистан воюют? как дополнение: в Slumdog millionere есть эпизод, когда толпа расправляется с мирно стирающими белье гражданами, на основании религиозной сегрегации - с чего бы это?
- Может ли голодовка одного человека остановить революцию? Точней, могла ли голодовка тов. Ленина убедить товарищей по партии (ну и просто рабочих/крестьян) от активных действий?

Так вот, все это было. Не знаю, был ли реальный Ганди похож на героя фильма или в реальности это был расчетливый политик, но увиденное просто открывает новые горизонты и несомненно восполняет пробелы в образовании.

I know happiness does not come with things -- even twentieth century things. 
It can come from work, and pride in what you do.
Я знаю, что счастье не приходит с обладанием вещами - даже с вещами 20го века.
Оно приходит из работы, и гордости за то, что делаешь.

Вы же знаете, я достаточно чужд национализму, и индусы мне (пока) даже не конкуренты. Но увидев, как работает сатьяграха - я значительно сильней зауважал ее поклонников.

Я не буду пересказывать содержание фильма и уж тем более биографию Махатмы Ганди.

Остаются только два моих любимых вопроса - чем пришлось пожертвовать герою на своем пути, и что же двигало героем с точки зрения психологии?

Да, Ганди жертвовал своей свободой, своим телом и даже был готов жертвовать семьей. Но мне очень симпатичен эпизод, в котором идет обсуждение революционных планов и мировых проблем между соратниками по партии, и Ганди отвлекается на вопрос своей племянницы по поводу здоровья ее козленка. А через минуту он встанет и пойдет лечить его, оставив соратников с пониманием приоритетов.

Является ли сатьяграха следствием мазохистских потребностей ее основателя? Ведь достаточно посмотреть эпизод, когда индусы идут дружными рядами навстречу полиции, которая их бьет палками, они падают, но не нападают. Не знаю, может быть, но такие проявления потребностей мне симпатичнее, чем столь популярный ныне (да и в то время) терроризм. 

и кстати Бен Кингсли (столь ценимый мной за Дом из песка и тумана - основной нео-варварский фильм, известный мне) очень похож на Ганди:)

ну и парочку цитат Ганди:
"Я верю в равенство для каждого, исключая репортеров и фотографов"
"Праздность - восхительное, но удручающее состояние; мы должны что-то делать, чтобы быть счастливыми"

Что еще почитать:
Сценарий здесь и здесь
Э.Лимонов о Ганди в GQ (почему-то только в кэше)
О чем Путин хотел поговорить с Ганди? (здесь)
Ганди.ру, в частности можно посмотреть книги Ганди

Комментариев нет:

Отправить комментарий