19 мая 2014 г.

По Непалу в белой шляпе или хроника путешествия без плана

Мы ехали в Непал без особых ожиданий. Максимум: найти место, поселиться и спокойно поделать то, что не успели поделать в Гоа.
А еще Таня и Валик развернули целую пропаганду под лозунгом "Выбирай Непал! Или сам знаешь что…".
 Так что вся наша подготовка к поездке на эту крышу мира заключалась в покупке билетов (не спрашивайте, что в этот раз заставило нас купить билеты на Гоа экспресс) и попытках начать сбор сумок в не последний вечер. Ездить по стране, осматривать достопримечательности и даже вникать в местную культуру у нас планов не было, поэтому не было ни понимания маршрута, отелей, цен. В день перед отъездом мы переписали скупую инструкцию «сказать водителю нарантан или слипинг будда, а потом позвонить нам» и скачали путеводитель по Непалу.

Поезд в Дели

Это что же произошло в мире, если сидевший рядом с нами дед решил обсуждать с нами вопрос Крыма? Но зато теперь на сентенцию Россия-большаястрана, появился ответ – И в последнее время стала еще больше!
С билетами на поезд мы прошли следующий уровень – в этом году мы купили RAC. Это не совсем WL, но как оказалось тоже мало хорошего – места дали нам в последний день и в разных частях вагона. Но по сложившейся традиции, в самом начале пути нашелся молодой симпатичный индус, который всю дорогу опекал нас – добывал горячую воду, переводил вопросы про Крым и догонял продавцов, чтобы вернуть им лишнее вегтали (а вообще он ездит по стране и объясняет молодежи про опасность рака и употребления кока-колы).
Оказалось, что поезда опаздывают не так сильно как написано в инернете, а в делийском аэропорту вся инфраструктура находится за регистрацией-пограничниками-таможней – так что пришлось сидеть 3 часа в ожидании регистрации.

Непал

Про Непал было понятно, что это не Индия. Кто-то говорил, что «нам тут понравится», а «Тигр на завтрак» так вообще описывает Непал как центр ремесел и культуры, оказавший влияние на всю Азию. Еще известно, что ВВП здесь так себе и безработица чуть ли не большая часть населения. Непальцев полно в Гоа, они работают в ресторанах и продают этнические наряды и металлические изделия – про себя они обычно говорят, что «мы из Непала и поэтому не торгуемся».

Виза
С въездом у нас был некий риск: большинство наших паспортов были уже почти при смерти, а по меркам стран с высоким ВВП так вообще уже не валидные, так что по предварительной информации пустить нас были не должны и пришлось бы «давать взятку долларов 20». Но имея на руках такой мощный аргумент как двое светлоголовых детей и обратные билеты, мы оценивали свои шансы на победу очень высоко. По прилету заполнили две бумаги и было встали в очередь, но потом меня с детьми отправили в каморку, где дядька вписал их визы в журнал, потому что дети за визу не платят, а в это врем Лера заплатила по 40 дол за наш месяц в Непале. Нужно ли упомянать, что при такой суперсистеме годность паспортов вопрос десятый?

Катманду
Столица демократического государства больше всего напомнила мне райцентр Сукулук перенесенный поближе к горам.
Дороги здесь есть двух типов – серпантины и ремонтирующиеся.
Электричество тут есть, точнее нет, по расписанию – с таким графиком я вполне понимаю такой уровень безработицы.
Для покупки местной симки нужна не только фотка и копия паспорта (не думайте что это просто – света-то нет!), но и отпечатки больших пальцев обеих рук. Страшно подумать как они потом их используют!

Отрасль
Судя по рекламе в газете и на улицах основной отраслью промышленности в Непале является образование детей. Растяжки с призывами «учиться у них» висят на каждом столбе, только в нашем районе штук пять или шесть монтесори садиков и школ. Зарплата учителя средних классов 300 дол в месяц, а экскаваторщика на проекте у китайцев 200 дол. Судя по объявления каких только педагогических и образовательных альтернатив тут не найдешь – от классических английским школ-интернатов до школ Дью и реджио-эмилия. Стоит отъехать чуть в глубь страны как риторика становится более прямолинейной – предлагается обучение в австралии, японии и так далее. Складывается ощущение отсутствия госрегулирования в этой области..

Мы поселились у Раджаны, у самых гор. Покупали момошки в Uniq Momo и вешенки с тележек. Погуляли по горам. Отправили Таню на випасану. Съездили в Тамель (местный Кхаосан) купили сандалии, предварительно уговорив детей побыть в непальском садике. Пожарили панир и овощи на пикнике. И тут оказалась, что в Непале огромное количество достопримечательностей. В самом Катманду, в окрестностях и на границах. Причем Покхара – в этом списку стоит внизу, так как смотреть там нечего. Поэтому мысль начала работать в сторону отъезда.

Читван
Хитом этого сезона был национальный заповедник. Наш отъезд туда был несколько спонтанным: еще утром в субботу мы решили пораспрашивать Валика чуть более подробно, в обед обнаружили отсутствие денег, а также что единственно работающий банкомат на районе наши карты не принимает, а пункты обмена в выходные не работают. К вечеру свыкнувшись с мыслью, что визовский банкомат не выдает деньги по мастеркарт, спросив название отеля, заказав по телефону места в кабине автобуса и поторговавшись с таксистами (тоже по телефону), начали собирать вещи.
Понятно дело, что таксист нас искал в 6 утра по району, что приехав мы обнаружили километровый ряд автобусов без опознавательных знаков и толпу с рюкзаками снующую мимо них. Понятно, что «завтра в Читване китайский фестиваль» и поэтому «народу много, а мест мало». Тем не менее вожделенные места в кабине нам были найдены, моя белая хампийская шляпа уложена бережно на лобовое стекло и через 7 часов, пыль и серпантин мы прибыли в заповедник.
- Тут на улице слоны встречаются чаще, чем коровы
- Ходили купаться на реку (выше по течению можно помыть слона, а ниже – посмотреть на крокодилов)
- Взяли велики и прокатились к озеру, по пути видели оленей, обезьян и носорога
- Леон научился сам стартовать на велике
- Ездили на велике по лесным тропинкам, которые протоптали слоны
- Леон приманил слоненка
- Комары тут наглые – вылезают вечером и жужжат всю ночь. Репиленты без электричества не работают, а сетки спасают только те части тела, которые далеко от края – ноги покусаны.
- Заявленной при заселении горячей воды в Butterfly не было. Сначала мы приняли это за недоразумение, потом за нашу ошибку, потом за техническую неисправность, потом за попытку отеля отползти. Но в предпоследний день горячая вода появилась, вызывая наше недоумение в стиле «а как же все предыдущие жильцы жили?»

Озера Бегнас и Рупа
В Катманду было холодно ночью, в Читване было жарко днем и поэтому мы решили переехать обратно поближе к горам. Лена и Сергей как раз жили в 10 км от Покхары, на хребте между двух озер и поэтому мы решили заехать к ним.
Автобус высадил нас на трассе и смутное чувство беспокойство несколько овладело мной – в округе практически не наблюдалось легковых машин, что уж там говорить про такси. Но капитализм победил и здесь – не успели мы сложить наш багаж на обочину, как подошел человек с предложением сервиса. Как обычно произошла классическая трехходовка в стиле:
Водила: 1200 (вы иностранные, богатые, с детьми и багажом - куда вы денетесь!)
Мы: 300 (дорогой мы знаем цены - не наглей!)
Водилы: нот посибл (дорога отсутствует, машина разваливается, бензин дорогой, и вообще, мне давно пора позвонить своему швейцарскому банкиру)
Мы: 400 ласт (да ну - ну посмотрим на твои нервы в разрезе)
После чего водилы обнявшись, демонстративно пошли к своим транспортным средствам, а мы решили (тоже несколько демонстративно и сохраняя олимпийское спокойствие) оглядеться в поисках локалбаса. Через минуты мы уже ехали в сторону озер.

ЛокалБас
В непальских деревнях до сих пор жива традиция ездить на крышах автобусов. Что впрочем вполне оправдано – вспоминая сукулукские аналоги, в которых тоже бывало не протолкнешься (сейчас конечно уже не то – бусики все как-то измельчили и обесценили), можно сказать, что непальская транспортная система функционирует с 200% загруженностью. Как добиваются таких превосходных результатов? В основном при помощи технологии посадки, с которой мы сталкивались еще в Катманду: в каждом автобусе-маршрутке кроме водителя едет кондуктор, обычно молодой и энергичный молодой человек, который разруливает все и вся, начиная от габаритов и заканчивая энергичными похлопываниями по обшивке автобуса в стиле «Поехали!». Он висит снаружи автобуса и зорко высматривает добычу – пассажиров. При этом его совершенно не смущает тот факт, что он уже сам не влезает в салон и то, что последние «последние» пассажиры влезли три остановки назад. Но в принципе никто никого не заставляет – он лишь предлагает присоединиться к дружному коллективу внутри, и если пассажир не чувствует в себе сил на этот мероприятие, особенно не настаивает.
Надо заметить, что в внутри автобуса при этом царит вполне дружеская атмосфера, люди улыбаются, шутят и смеются.

Покхара
На Бегнасе было красиво, но отсутствие интернета и кухни, все-таки сподвигло нас на перемещение в Покхару – основной туристплэйс Непала.
Как обычно в этом путешествии, у нас не было не то, что название отеля, ну а и даже приблизительного понимания географии региона. Только смутное воспоминание, что селиться надо за городом, в СадиБагаре, а это в свою очередь точно за ЛемонГрассом. Тем не менее Лера раздобыла таксиста, который взялся нас отвезти в указанном направлении. В итоге в лучших тайских традиция, оставшись на пустынном и пыльном перекрестке, мы отыскали себе жилье (с интернетом, кухней, газоном и горячей водой) куда успешно и вселились.
Пять удивлений про Покхару:
- Создается ощущение, что основной проживающий контингент здесь это парапланеристы и дредастые дизайнеры.Также полно музыкантов – у нас в гесте они собираются в коридоре геста и устраивают концерты
- Здесь полно пекарен, а в них булочки, пироги и хлеб. Все довольно посредственное.
- Весь тур-шир-потреб (типа кофт и штанов) похоже еще не вернулся сюда после сезона в Гоа – всего как-то мало и все достаточно дорого.
- В озере никто не купается – мы например сделали это всего один раз (из-за илистого входа).
- В гесте был хороший интернет и невероятно чистая кухня, наверное самая убранная и помытая из всего диапазона общественных и ресторанных кухонь от Дахаба до Самета

фото из Непала здесь

KTM-DEL-SVO
Виза заканчивалась, здоровье тоже, волосы у детей стали приобретать оттенки отличные от белого, так что пора было двигать на родину.
Такси утром до вокзала, там какая-то паническая посадка в минибас (который потом еще целый час неторопливо ехал по городу собирая всех желающих уехать в столицу). В Катманду селимся в Тамели (так как у Роджаны все занято), в отельчике у очень милой семьи с девочкой ладиного возраста. Последние закупки, ступы и фото и вот мы уже в аэропорту. Тут обнаруживаем целый ворох знакомых (с которыми мы почти или совсем не знакомы, что впрочем ни кого не останавливает от общения).
Ужин в делийском аэропорту, сон на кушетках с видом на самолеты и мультимедиа программа от Аэрофлота.

Все – еще одна зима в сандалях закончилась.