Считается, что кочевники канули в прошлое, уступив место на исторической сцене земледельцам-созидателям. Что они ничего не оставили мировой культуре (и то верно - сравните наследие Римской империи и Золотой орды). Что современные кочевники живут бедно и мало (в основном в таких странах как Сомали и Нигер). Что идеология и ценности кочевничества доказала свою несостоятельность.
Жизнь в движении
Население становится кочевниками, когда попадают в условия в которых оседлая жизнь становится не возможной (почвы мало али климат не подходящий). Жить-кочуя занятие, по меркам земледельцев, связанное с постоянным риском и дискомфортом. Ты не можешь иметь имущества больше, чем ты можешь увести с собой. Твой дом место достаточно условное и чаще всего твой дом это не участок огороженный забором или четыре стены. Твой дом это место, где ты ходишь - твоя степь, твои горы, твоя пустыня. Ты не можешь перестроить свой дом - ты можешь лишь жить с ним в гармонии. Ты не можешь его продать - но твои дети всегда получать его в наследство. Твой дом там, где ты. Кочевник живет в одиночестве, и это одиночество слышно в музыке и песнях. Именно поэтому встречая людей он гостеприимен и щедр - ведь человек на таких просторах такая редкость. Кочевник - пионер, он всегда на границе известного мира и за границами понимания земледельцев. Здесь на границе бесполезно иметь имущество - ты его можешь потерять с следующий миг. Здесь на новой территории не действуют привычные законы и правила - кочевнику нужны силы и гибкость, что бы выжить.
Так вот я утверждаю, что ценности и идеология кочевников жива и жизнеспособна в современном мире. Как, скажите вы, а как же города, дороги и прочая инфраструктура?
Давелось мне посмотреть кинофильм Мне бы в небо (Up in the air)Мы привыкли думать, что кочевничество это детство человечества, детство суровое и безрадостное. Что оно ушло в прошлое, так же как миф сменился наукой (не говорите об этом Юнгу). Что кочевники, как проявление мужского начала слабеет и сейчас идет на спад. Но разве мы не хотим осознать свое детство? Разве мы не согласились, что миф имеет право в современном мире? Разве мы не хотим научится принятию мужского и женского в каждом из нас?
«История мужчины, готового ко всем пересадкам.»Кто такой герой Клуни? Он современный кочевник: его дом - небо, его рюкзак пуст, он занимает тем, что двигает людей с насиженных мест, продвигая из "земледельцев", сидящих на своей работе 20 лет, нет не в "кочевники", но хотя бына рынок трудана еще один шаг вперед. Жизнь кочевника не измеряется количеством прожитых лет, банковским счетом или квадратными метрами - она измеряется пройденным путем, налетом, милями. И да, кочевники иногда хотят "встать на стоянку", но их судьба это дорога, путь без конечного пункта.
Итак вы до сих пор считаете, что кочевники это бедуины, монголы, цыгане? Может имеет смысл посмотреть поближе?
Еще:
Музей кочевой культуры
Интеллектуальный номадизм от члена Бильдербергского клуба Жака Аттали (а вот кстати его книга)
Неономадизм в казахском исполнении
Комментариев нет:
Отправить комментарий