17 января 2012 г.

Лидерство как травма

Известное дело – все хотят быть лидерами, а те, кто не хочет, просто подавляют в себе это естественное желание. Лидерство в современном мире - это вопрос выживания: либо решаешь ты, либо решают за тебя. Да что современное время, с первобытных времен не сильно все изменилось – разве что теперь лидерам не приходится собственноручно убивать соперников. 
Лидерство воспринимается как что-то несомненно положительное и полезное. Лидеры больше делают, больше вкладываются и больше рискуют, понятно, что они получают больше, как при дележе успеха, так и в обыденной жизни. 

Если вы участвовали в тренингах, где нужно было делать групповые упражнения, то вы знаете, что буквально с первых минут находится человек, который начинает организовывать группу и направлять ее действия. Особенно смешно, если таких умельцев находится несколько. Есть общеизвестный опыт: 
Исследователи взяли несколько групп крыс. Через некоторое время в каждой появились четкие лидеры. Группы разделили, и из лидеров сделали новую группу – через некоторое время в этой «лидерской группе» вновь выявились свои лидеры.
Т.е. любой группе требуется лидер и можно подумать, что лидерство - это что-то естественное и заложенное в самой человеческой природе. Но основное в человеческой природе - это возможность выбора, а если лидерство превращается в крысиный автоматизм, то я расцениваю это как шаг назад в человеческом развитии. Посмотрите, многие лидеры просто не могут не лидировать. Т.е. у них отсутствует выбор – и это делает их сначала энергичными, потом агрессивными, ну а в итоге несчастными. 

Давайте назовем вот такое безальтернативное поведение – физиологическим лидерством? Как и другие физиологические проявления индивиду сложно их сдерживать, а окружающим порой неприятно их терпеть. Обычно именно в отношении таких случаев говорят, что лидерство - это врожденное качество и ему невозможно научиться. Я, как вы помните, не верю во врожденные свойства и прочую карму, поэтому физиологическое лидерство я склонен считать травмой, полученной в процессе прошлого жизненного опыта. Эта травма заставляет физиологических лидеров «жертвовать собой ради общей цели», «бороться за лидерство» и «получать удовлетворение от лидерства». 

Есть ли альтернатива физиологическому лидерству? Да, это лидерство ситуативное, учитывающие внешний контекст, ситуацию, в которой выполняется лидирование. 

В ситуативном лидерстве (как я его понимаю) лидерство - это деятельность, которой можно научится, которую можно выполнять в определенных случаях и с определенной целью. 
Лидер - это роль, причем не самая важная, как мы привыкли думать, а в зависимости от ситуации могут быть и более важные командные роли, от которых критично зависит успех и эффективность всей группы (например команда не связанных эмоционально с друг другом гениев – и роль миротворца становится просто критической). Как и любую другую роль, лидерство можно выполнять как не совсем простую работу, а наличие необходимых навыков и компетенций повышает качество этой работы. И самое важное: нет ничего криминального в том, чтобы отдать лидерство, более того зрелый лидер просто обязан это сделать, если в ситуация требуется другой лидер. 

Как процесс, лидерство можно разбить на четыре основные функции: 
1. Интерпретация действительности, т.е. связывание различных фактов и факторов в единую систему. При этом возможно пренебрежение некоторыми фактами, выбор связей между ними или даже «создание» новых фактов. 
2. Определение целей. Фактически, исходя из понимания действительности, определяется направление развития системы, т.е. делается предсказание о развитии ситуации или происходит увязывание ситуации с внешней целью. 
3. Аутсорсинг воли. Т.е. необходимость не терять цель и устранять препятствия, исходя из понимания ситуации. Критический элемент, очень популярен в спорте – разделение тех, кому больно (спортсменов) и того, кто помнит, зачем это (тренера). 
4. Выдача оценки. Чем-то похоже на первую функцию, т.е. это интерпретация новой действительности, в которой есть цель и оценка тех или иных фактов относительно этой цели. 

Если посмотреть чуть более внимательно на эти функции, то мы с удивлением обнаружим, что это то, что делают родители при воспитании детей – они рассказывают как устроен мир, они решают, что будет дальше, они не позволяют отклоняться от выбранного направления и дают оценки. Наверное в этом и стоит искать истоки лидерства. 

Но времена меняются. Это раньше мог появиться учитель с большой буквы, который вел нацию к счастливой жизни. Сейчас проявления всякого авторитета осмеиваются и даже немного не приличны. Обычный человек сегодня имеет достаточно силы и возможностей, чтобы самому лидировать свою жизнь – разобраться в ситуации, решить, что нужно ему, идти к этой цели и избирательно относится к оценкам. Уже никто без боя не сдается на милость лидера – все предпочитают назначать лидера, скидывая на него головняк ответственность и прочие трудности, но делают это только для определенного проекта ограниченного во времени и целях. 

Поэтому лидер сегодня - это тот, кто хочет осуществления цели или готов взять ответственность в конкретной ситуации, а универсальные лидеры-учителя на все случаи жизни и ситуации – это прошлый век.

1 комментарий:

  1. Ну, очень согласна. Тема лидерства - очень интересная тема. И такая интерпретация мне очень близка. Ну, очень интересно получилось.

    ОтветитьУдалить