24 июля 2010 г.

Кочевники

Считается, что кочевники канули в прошлое, уступив место на исторической сцене земледельцам-созидателям. Что они ничего не оставили мировой культуре (и то верно - сравните наследие Римской империи и Золотой орды). Что современные кочевники живут бедно и мало (в основном в таких странах как Сомали и Нигер). Что идеология и ценности кочевничества доказала свою несостоятельность.

Жизнь в движении
Население становится кочевниками, когда попадают в условия в которых оседлая жизнь становится не возможной (почвы мало али климат не подходящий). Жить-кочуя занятие, по меркам земледельцев, связанное с постоянным риском и дискомфортом. Ты не можешь иметь имущества больше, чем ты можешь увести с собой. Твой дом место достаточно условное и чаще всего твой дом это не участок огороженный забором или четыре стены. Твой дом это место, где ты ходишь - твоя степь, твои горы, твоя пустыня. Ты не можешь перестроить свой дом - ты можешь лишь жить с ним в гармонии. Ты не можешь его продать - но твои дети всегда получать его в наследство. Твой дом там, где ты. Кочевник живет в одиночестве, и это одиночество слышно в музыке и песнях. Именно поэтому встречая людей он гостеприимен и щедр - ведь человек на таких просторах такая редкость. Кочевник - пионер, он всегда на границе известного мира и за границами понимания земледельцев. Здесь на границе бесполезно иметь имущество - ты его можешь потерять с следующий миг. Здесь на новой территории не действуют привычные законы и правила - кочевнику нужны силы и гибкость, что бы выжить.

Так вот я утверждаю, что ценности и идеология кочевников жива и жизнеспособна в современном мире. Как, скажите вы, а как же города, дороги и прочая инфраструктура?

Давелось мне посмотреть кинофильм Мне бы в небо (Up in the air)
«История мужчины, готового ко всем пересадкам.»
Кто такой герой Клуни? Он современный кочевник: его дом - небо, его рюкзак пуст, он занимает тем, что двигает людей с насиженных мест, продвигая из "земледельцев", сидящих на своей работе 20 лет, нет не в "кочевники", но хотя бы на рынок труда на еще один шаг вперед. Жизнь кочевника не измеряется количеством прожитых лет, банковским счетом или квадратными метрами - она измеряется пройденным путем, налетом, милями. И да, кочевники иногда хотят "встать на стоянку", но их судьба это дорога, путь без конечного пункта.
Мы привыкли думать, что кочевничество это детство человечества, детство суровое и безрадостное. Что оно ушло в прошлое, так же как миф сменился наукой (не говорите об этом Юнгу). Что кочевники, как проявление мужского начала слабеет и сейчас идет на спад. Но разве мы не хотим осознать свое детство? Разве мы не согласились, что миф имеет право в современном мире? Разве мы не хотим научится принятию мужского и женского в каждом из нас?
Итак вы до сих пор считаете, что кочевники это бедуины, монголы, цыгане? Может имеет смысл посмотреть поближе?

Еще:
Музей кочевой культуры
Многословное обсуждение одной почти-диссертации
Интеллектуальный номадизм от члена Бильдербергского клуба Жака Аттали (а вот кстати его книга)
Неономадизм в казахском исполнении

Комментариев нет:

Отправить комментарий