4 июня 2010 г.

Неожиданные Катастрофы

Помнится был у меня Календарь школьника - страшно дефицитная вещь была по моему ощущению. Для тех кто не знает про что речь: это этакий ридерз дайджест для советских читателей подросткового возраста. А так как был я школьником уже в периоды перестройки и гластности, то обсуждали там вполне себе нормальные темы.
Например история: школьница пришла к психологу (вот что значит перестройка - даже психологи появились уже) и жалуется, что "молодой человек с которым дружили, дружили, дружили, а потом он взял и пропал. Исчез. И не звонит". Теперь внимание! Психолог на это комментирует (практически дословно - так я часто видать вспоминал эти слова): "Ох уж эти "вдруг"! Где их учат этому? Никогда и ничего, особенно в отношениях не случается вдруг". Ну и там дальше так и оказывается.
Чуть позже подобное я встретил у парапланеристов: Параплан никогда не попадает "вдруг" ни стого ни с чего в экстремальный режим (ну это когда летит только пилот, да и то только вниз). До этого пилот должен сделать много ошибок: выбрать крыло не соответствующее его квалификации, выбрать не правильные погоду, не правильное место для взлета, взлететь, поиметь проблему - не правильно на нее отреагировать, поиметь осложнение - ничего не предпринять, перестать бороться, ну и так далее (собственно там не так много осталось).
Люди - маленькие, слабые, короткоживущие создания. Поэтому любые катострофы в которых они виноваты это цепь (иногда очень длинная) неправильных решений и действий. Именно поэтому у тех же парапланеристов есть поговорка "лучше сидеть на земле и жалеть, что ты не в небе, чем быть в небе и жалеть, что ты не на земле".

Ну тему неожиданности раскрыли, перейдем к катастрофам.
есть такой анекдот про "это горе, но не беда", так вот с катастрофами тоже самое. Очень просто в попытках избежать горя довести дело до беды.
Приведу пример из практики альпинистов (отсюда)
.. термин “критическая ситуация” (или кратко КС). Что это такое? Это опасная ситуация с непредсказуемыми последствиями. Обычный процесс развития аварии следующий: возникновение критической ситуации и развитие ее до аварийной ситуации, характеризуемой наличием травм у людей и/или тяжелыми материальными потерями группы: потерями снаряжения, продуктов, топлива. Аварийная ситуация также характеризуется возникновением ряда факторов (природных, материальных, психологических), которые снижают способность людей и самой организованной группы к сопротивлению стихии (природной, человеческой, технической). Под “стихией” понимаются неуправляемые человеком, опасные процессы среды (как природной, так и человеческой, включая техническую среду). В случае, когда развитие аварийной ситуации не удается остановить, она качественно перерастает в катастрофу (или трагедию), - аварию с гибелью людей, с необратимыми последствиями.Качественный переход к катастрофе происходит в момент гибели первого человека.

Обычно в цепи: исходная ситуация - КС – авария - катастрофа каждый этап по понятным причинам тяжелее предыдущего, и остановить аварию проще на более ранних стадиях. Искусство руководителя группы состоит, в частности, в том, чтобы предотвратить возникновение критической ситуации, - остановить аварию проще еще до стадии КС.
это действительно важная штука: ну угораздило вас идти ночью в темном переулке да еще и в костюме, ну вышли к вам навстречу товарищи с понятными запросами, дальше зависит от вас остановится ли ситуация на "горе" связанные с уязвленным самолюбием или перейдет в "беду" с вызовом скорой. Это было для меня откровением, когда прозвучало как формулировка "отдать шляпу или отдать жизнь" (тем более. что шляпы у меня нет)

Следует ли, что я против борьбы (в виде парапланеризма, альпинизма, и карьеризма)? нет, но я против игры с высокими ставками, в которую ты не умеешь играть, ибо "Побеждает подготовленный".

Комментариев нет:

Отправить комментарий