12 апреля 2010 г.

Примеры обучения

пример 1: Буквы и цифры

Современные люди окружены бытовой техникой. Бытовая техника сделана для людей. Дети тоже люди. Они тоже знают, что в технике надо нажимать кнопки. На кнопках нарисованы цифры (а на клавиатуре, специально принесенной с работы для спасения домашнего компьютера, еще и буквы). Получается игра: "Леон, нажми Enter", "А где Escape? а для чего он нужен?", "Поставь пожалуйста микроволновку на 10 секунд", "Сделай плиту на 3"
Ну что поделаешь, да, современный мир состоит из песка и вода лишь на половину, вторая половина все таки кнопки, которые рисуют буквы и цифры.


пример 2: Тарелка или товарно-денежные отношения

Известная ошибка взрослых: судить детей по более строгим законам. Сколько раз бывало, что в поисках чего-то первыми обвиняются дети (и сколько раз это было напрасно)?

Хотя один раз, я таки нашел свои утерянные ключи в рюкзаке у Леона. Остается надеяться, что это не я надоумил их туда сложить.
А уж разбить чашку или тарелку, страшное дело. Хотя, если что-то взрослый разбивает или ломает, то это просто неосторожность, ну или глупость. За это взрослых не принято ругать, а скорей сочувствовать. Ну так вот последний случай.

Поужинавший Леон, уж никто не видел как, сметает тарелку с микроволновки на пол. Тарелка эффектно разбивается на осколки. Семья некоторое время продолжает ужинать (ну секунд 5). Потом, начинается традиционное выяснение - не осторожность это или порча имущества? Леон расстроен, но вину свою не признает, обещания исправится не озвучивает. Ну что, родители берут себя в руки, включают голову и пытаются объяснить себе, чем их не устраивают битые тарелки. Додумывается до "осколков" и "жалко". Попытка донести важность этих аргументов до Леона видимого эффекта не имеют.
Хорошо, берется еще одна тарелка и ставится на место разбитой. Леону объясняется, что разбитая тарелка портится навсегда. Секунд через 10 Леон разбивает и эту тарелку. Теперь уже обстоятельства дела другие - это точно сделано специально, с пониманием последствий для тарелки. Ну что, добро пожаловать во взрослую жизнь: здесь незнание последствий не освобождает от наказания. Ужин для Леона закончен, его ведут к игрушкам, и предлагают взамен разбитой тарелки, отдать маме любую игрушку (ну чтобы она ее продала и купила новую тарелку). Леон не согласен. Тут приходится папе выступить гарантом конституции и потребовать завершения разговора. В конце концов Леон отдает мячик (к слову не очень любимый). Я его обнимаю, поздравляю, с тем что он стал старше и подначиваю сломать или разбить что-нибудь еще, "ведь игрушек еще много". В конце концов приходим к выводу, что как-то играть в игрушки веселее, чем ломать вещи.

Что еще добавить? В принципе, теперь в доме можно сломать и испортить что угодно (если конечно это не "опасно"), это лишь вопрос компенсации. Считается, что большая часть имущества принадлежит всей семье, только есть специальные требования к использованию - поэтому Леон сам греет еду в микроволновке, сам ставит (а чаще выключает) музыку, и ему иногда доверяют посыпать специи в еду на плите.

Ну и напоследок: купили по его требованию соску. Настоящую, пустышку. Ему это было необходимо для того, чтобы играть в "лялика": ползать, проситься на ручки и быть очень послушным. Из-за того, что она постоянно теряется (я тут не при чем), ищем ее при помощи игры"тепло-холодно".

2 комментария:

  1. С тарелками и игрушками - высший пилотаж педагогических мероприятий! Растете на глазах, а может, всегда были такими умными. Пардон, это уже оценка. Но трудно сдержать эмоции. Ответ на пятерку: мне было очень приятно читать пост. Как-то так...

    ОтветитьУдалить
  2. Да, один урок с игрушкой оказался действеннее тысячи слов. Меня это воодушевляет! Разделяю твои эмоции:)

    ОтветитьУдалить