3 апреля 2009 г.

Образование образования

Наверное я опять не получу нобелевскую премию, если скажу, что современное образование не предназначено для современной жизни.

Собственно, на то, что такое современная жизнь есть две взгляда.
Первый базируется на Обществе устойчивого развития и подразумевает, что мир это большая корпорация, в которую человек принимается, где-то в районе 2-3 лет (когда начинает ходить в садик), потом получает регулярное развитие в школе и институте, и только тем, кто прошел эту "карьерную лестницу" открываются дальнейшие уровни. Система максимизирует (как я могу судить по годовым отчетам) параметры стабильности (в основном через средний класс) и постоянное (стабильное) увеличения KPIев (типа потребление на участника).
Второй взгляд может показаться более современным, так как аппелирует к Информационному свободному обществу. В этой системе, происходит отказ от иерархии в пользу сети, пропагандируется доступность информации и дженералисткий подход (это когда знаешь все меньше о все большем). Регулярная работа заменяется на серию проектов.

Современное образование ставит своей целью подготовить человека ко взрослой жизни (т.е. производит выпускает граждан, за что собственно государство и платит). Для этого детям дают знания и тренируют навыки согласно программе (фундаментальной как у нас, или специальной, как у них). Ну т.е. учат запоминать то, что не связано с жизнью и ориентироваться на оценки. Спроси себя (ну или других), что из школьной программы используется во взрослой жизни? Не много..
Есть еще два аспекта-заманухи современных садов и школ: типа они обеспечивают социализацию и зрелость (уровень) мышления. Под первым имеется ввиду умение жить с людьми (и в школе скорей это побочный продукт, который человек постигает сам). Под вторым чаще всего подразумевается умение учится (но опять же, это скорей побочный продукт).

Какие умения/знания важны в обществе устойчивого развития: умение строить отношения, встраиваться в систему, лидировать манипулировать, ставить цели и планировать. Школа этому не учит.

Какие умения/знания нужны в информационном обществе: формулировать запрос и оперативно усваивать новые знания, самостоятельно формулировать себе цели и собственное мнение. Этому учат?

Навскидку несколько признаков "идеальной школы":

  • Отделить образование от государства, если мы хотим "воспитывать" не просто граждан, а людей
  • Вместо уроков использовать проекты, в которых могут участвовать различные возрасты, а учитель или старший ученик играют роль руководителя проекта (т.е. обеспечивают совместную работу).
  • Цели и соответственно оценку достижения делает сам участник проекта. Руководитель проекта, лишь помогает сформулировать критерии успеха.
  • Пролиферация идей и плюрализм подходов, т.е максимально разнообразный набор проектов, курсов - начиная от традиционной науки и заканчивая йогой, турпоходами и приработками в корпорации.
  • Ну и главное - замена учителя на Учителя. Учитель, как и философ, не должна быть профессией-для-денег. И похоже, это не должен быть единственный для ученика, безгрешный учитель-авторитет..

P.S. Собственно мнение выше, основывается на моем опыте образования. Думаю тема не закрыта. Вот, что можно почитать на тему образования и педагогики (что это такое?)

Может еще что посоветуете?

Комментариев нет:

Отправить комментарий