13 апреля 2015 г.

Трудности работодателей

Сложно в наше время быть работодателем. И за сотрудников борись, и потом их удерживай, и карьерный рост им придумай, и интересные задачи подкинь и про остальное развитие не забудь. А еще офис обустрой, кофе-машину там, диваны, спортзал – а что делать, говорят, от этого эффективность работы сотрудников повышается.
Но они, сотрудники эти, алчные и эгоистичные. Им бы побольше бабла срубить, строчку в резюме записать, кофе напиться, не вдаваясь в интересы компании и клиентов. Вот и приходится работодателям наращивать эту компетенцию - управление сотрудниками. Самые умные (или зрелые) компании нанимают сотрудников с уже готовой мотивацией, что уверен, позволяет им экономить на остальных статьях "расходов". Остальные довольствуются объедками менее зрелыми личностями, по мере сил линейного менеджмента растя их и пестуя в сторону «выполнять поставленные годовые цели» в рамках согласованного бюджета, что конечно расходов по этому поводу не уменьшает.

Давайте представим, что людям не надо работать из-за денег (а в большинстве культурных стран это так и есть уже – соцпособия как плата за согласие быть внизу иерархии вполне надежный социальный инструмент). Зачем еще люди работают?
Как не удивительно, многие работают, потому что испытывают в этом потребность. Ведь как действительно удобно – треть жизни (а то и половина) куда-то пристроена, представьте, если бы она была свободна, это что же с ней делать? Это был бы просто взрыв на рынке культурного проведения времени. Есть сотрудники (мужчины в основном – что поделаешь, стереотипы обязывают), которые находят в работе свои цели (ну там навести порядок в вверенном подразделении или доказать кому-то что-то). Есть умельцы (женщины в основном), которые поступаю наоборот – через работу реализуют свои цели (например, правильный круг общения). Короче, даже если зарплата не нужна, то все равно причин наняться и работать полно.

И тем не менее, у работодателей трудности: самые лучшие не хотят зависеть от работодателя. В последнее время попадается много историй про людей, которые «работали-работали, а потом бац!» и занялись чем-то другим – открыли издательство или поехали в кругосветку, или начали продавать себя напрямую. И это уже вполне себе тенденция превращения человека в Человека, в данном контексте точней написать Человека™, Брэнда-имени-себя. Раньше такая ситуация была уделом немногих, но ныне каждый второй занимается подобным брендостроительством (хотя некоторые делают это на очень узких рынках и очень неосознанно). Вот и приходится работодателям формализовывать ценности, создавать закрытые сообщества (обзывая это то «семьей», то еще какой командой) и дискриминировать тех, «кто не с нами», в тайной надежде, что этот барьер удержит от бегства на вольные хлеба.
Ну а что дальше? Мы ведь с вам знаем, что закрытость и барьеры уходят как страшные признаки прошлого, вроде инквизиции или дуэлей. На смену им идет открытость и мобильность.

А дальше вполне ожидаемые вещи, многие из которых мы уже наблюдаем сейчас:
- Свободные агенты, они же фрилансеры-контрактники. Люди которые работают с вами не на условиях найма, а на условиях партнерства. Для которых вы не родители-семья-родина в одном флаконе, а клиент или равноправный участник проекта. О «пожизненном найме» и «я работаю здесь уже 20-10-5 лет» нужно забыть – годовой контракт, или вообще найм на время проекта. Они не разделяют жизнь на полосу черную и полосу белую работу и отдых. И они получают больше.
- Лидерство, предпринимательство, менеджмент становятся сервисом. Не лидер строит команду под себя, а команда может решить, что им не помешает эта функция. Не карабканье по карьерной лестнице и восседание на вершине, а конкуренция за право оказать сервис.

Предвижу сразу несколько типовых возражений на этот счет:
- поиск и найм сотрудника такой сложный и затратный процесс, что его невозможно проводить под каждую задачу
- люди так долго вписываются в новый коллектив и с таким скрипов вступают в новую должность (и это не считая корпоративную культуру!), что эффективность работы упадет до нуля
- быть "свободным агентом" требует от сотрудника предпринимательских способностей и большой risk tolerance, а это доступно не каждому
- не возможно построить деятельность предприятия только по проектному подходу, должны быть и процессы и кто-то должен сидеть с 9 до 6 и принимать звонки клиентов или батончики складывать в коробки

Ответы на них известны:
- сложности поиска сотрудника – временные, вот LinkedIn на IPO вышел, а там гляди еще прикрутят рейтинги, отзывы и прочие соцсети, что поиск сотрудника сведется к формализации требований к портфолио
- те люди, которым сложно вписаться и вступить – будут проигрывать, на их место придут те, кто это делает профессионально
- неопределенность все равно нарастает, некоторые так вообще считают, что профессии будущего - это предприниматель, менеджер и ученый
- ну а процессы, что поделаешь, либо перенесены в места с более дешевыми ресурсами, либо автоматизированы

Но я скажу вам даже более страшную и шокирующую вещь. В соответствии с концепцией "Деньги - устаревшее понятие", работать такие "свободные агенты" будут не за зарплату, и даже не за деньги.

Капитал нынче дешев, люди дороги.
Да простят меня коммунисты..
Люди тратят свою жизнь на то, в чем они видят смысл. Они и сейчас есть: кто-то их называет поколением Y (и говорит, что они все делают только, если им интересно), кто-то волонтерами (которые хотят быть частью чего-то правильного).
И примеров этого все больше: Википедия и ЖЖ (кто эти безвестные генераторы контента? Что движет ими?). Есть и более радикальные примеры: например Valve (со своим Никто тебе не скажет, что ты должен делать). Вот оно – наше будущее и будущее наших детей.

Читать еще:
Мотивация 2.0
Сет Годин "Незаменимый"
Нация свободных агентов и Успех без офисного рабства

P.S. как нам объяснили на одной даче, описанное выше применимо для ничтожно малого процента населения нашей родины. Остальная часть живет в честном средневековье – когда работаем за еду, одежду и кров. Ну и иногда ради будущего детей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий