20 декабря 2008 г.

Новое прочтение старых ориентиров

Чтобы прожить жизнь достойно,
надо построить дом,
посадить дерево и вырастить сына.
Народная мудрость = старые ориентиры

Как хорошо и просто было людям прошлого (особенно с высоты опыта современника) -ориентиры были очевидны, досягаемость пространства ограничена и вероятность увидить более несколько тысяч людей ничтожна мала. И если уж держать равнение на десять заповедей получалось не у всех, то уже на дом/дерево/сын хватало многих.

Как же меняются эти ориентиры во времена интернета и прочих кризисов?

Для начала разберемся, почему народная мудрость оставила именно эти три предмета как смысловые ориентиры
как оказалась есть даже такой базовый элемент образования психологов "тест Дом-Дерево-Человек"
Дом - это ответ на вопрос кто Я? откуда я родом=почему Я такой?
Дерево - это про иерархию и общество, и значит вопрос типа где Я в мире? кто Я в мире?
Сын (ну или Человек, оставим предков с их шовинистскими воззрениями в покое) это про то кем Я хочу быть? (вот тут то сын и пригодится, как-никак продолжатель дела отца)

Для современников, наверное больше подойдет формулировка ниже

Современный человек должен принять следующие решения:
- Где твой дом? (где ты хочешь жить)
- Кто вокруг тебя? (с кем ты хочешь жить, или в терминах общества потребления, сколько ты хочешь тратить)
- Что ты делаешь? (и возможно - что ты будешь делать лучше всех остальных?)

Забавно, что возможностей реализовать выбранное решение у современника несомненно больше, чем у нашего средневекового предка, вот только нравственного стремления и духовных сил по-прежнему не хватает - может новая формулировка поможет?

Комментариев нет:

Отправить комментарий