12 февраля 2012 г.

Понаехавшие

Всех приезжих куда-бы-то-ни-было по тому, как они вписываются в социум принимающей территории можно разделить на три категории.
Туристы, которые и так никогда не были уважаемы в народе. Образ бородатого человека с гитарой и рюкзаком (как в мультфильме про Чебурашку), оставляющего после себя "пикник на обочине", сменился образом "наши люди на отдыхе". Сейчас, когда свобода перемещений и путешествия перестали быть привилегией аристократов, когда поездка за тысячи километров не требует никаких особых личных качеств и навыков, когда это стало продаваться как отдых, толпы ринулись в новую нишу. Что породило появление на принимающих территориях туристическую инфраструктуру. Турист по отношению к этой инфраструктуре находится в более слабом, проигрышном положении - просто в силу ассимметричного распределения информации (хотя интернет здесь меняет ситуацию к лучшему). Поэтому он всегда жертва, "кошелек на ножках" и "белый банкомат", у которого только одна задача - отдать деньги тур-инфраструктуре (с той или иной степенью вежливости в ответ). Конечно туристу не нравится положение жертвы - поэтому его состояние в путешествии варьируется от запуганного до агрессивного.
Локалы - ты часть понаехавших, которые старательно интегрируются в "местную" культуру и не менее старательно избегают туристической инфраструктуры. Они едят в не-туристических забегаловках, учат язык и ходят в гости к "местным". Короче ведут себя так как будто они здесь всерьез и надолго, что они почти уже иммигрировали на принимающую территорию. Отношение принимающей стороны к локалам бывает разное - все-таки глобализация вещь новая, а толерантность требует не хилого запаса по инфраструктуре, но все же это не позиция охотник-жертва, а скорей "местный дурачок" в целом безвредный, но и для народного хозяйства бесполезный.
Третья же, самая занятная категория, это Понаехавшие. Те, кто не интегрируется и кого принимающая территория отвергла. Они мимикрируют под какой-то загадочный образ (цинично предлагаемый тур-инфраструктурой) - покупают типа локальную одежду и ведут типа свой особый образ жизни. Беда только в том, что локальная одежда в наше время это джинсы-футболка или китайский адидас, а экзотические штаны и сумки, это все тот же тур-шир-потреб. Образ жизни, который ведут понаехавшие не радует ни тур-инфраструктуру, ни местных - поэтому понаехавшие живут в состоянии "кругом враги". Они знают и понимают то, что не знает или не понимает турист, они не готовы принять то, что принимают локалы и поэтому им остается держать круговую оборону: и от по ошибке нападающей на них тур-инфраструктуры и от не принимающих их местных.
Я впервые столкнулся с понаехавшими на серф-станциях Хургады. Там понаехавшие активно проповедовали вновь прибывшим туристам принципы "не развращения арабов дармовыми фунтами", раскрывали глаза на стоимость проезда на такси и качество предлагаемых товаров.
А не далее как сегодня с утра я был оторван о домашних дел понаехавшим в Гоа. В течении доброго получаса он в поэтических образах раскрывал мне правду и суть местной культуры.  Он долго распинался про мусор, про отношение к раздетым туристкам нашим женщинам, к отключениям света и прочему шанти, но вкратце его тезисы сводились к принципу: Я не ваш гость, я клиент. Я плачу деньги и хочу иметь качественный сервис за это. Когда же я спросил его, почему же он приехал сюда, то ответ был прост и ожидаем: здесь дешево и "у меня здесь вдохновение".
Соглашусь, конечно, чувство свободы и мистический опыт не связаны с горящими мусорными кучами и ценами в ресторанах. И даже уверен, что возможно, чтобы было дешево и красиво. Только таких мест на Земле все меньше и добраться туда все дороже. 
А так, невидимая рука рынка неумолима: вложения в инфраструктуру требуют отдачи, а задачу роста ВВП уровня благосостояния семьи никто еще не отменял, и поэтому там, где появляется турист - появляется тур-инфраструктура, и в последнюю очередь это отели и дороги. Тур-инфраструктура - это люди, которые ведут себя "не так, как дома", которые хватают вас за руки и обсчитывают в такси. В этом смысле славным путешественникам прошлого (хоть почитайте Встречи с замечательными людьми) было проще - им не надо было уметь преодолевать тур-инфраструктуру.
Тема эта уже ранее освещалась, так что остается только повторить старый тест к новым условиям:
Как выявить в зимовщике понаехавшего? 
Просто спроси его: Ты Клиент или Участник?

Комментариев нет:

Отправить комментарий