14 декабря 2011 г.

Маркетинг, MRP и прочая экономика

О том, как мы помогаем росту ВВП Индии
У нас в округе есть два супермаркета. Там мы покупаем молоко, курд (что-то вроде простокваши), геркулес и прочею крупу и, ну и так, по хозяйству, то матрас, то нож кухонный. В одном супермаркете со мной очень быстро начали проводить работу, рассказывая про «везде это по 16, но я тебе буду продавать по 15», а также «мои подушки лучше, чем у соседа». Рядом же находится овощная лавка. Купить можно основной набор:  лук-картошка, помидоры-огурцы, капуста-фасоль, бананы-апельсины, ананасы-папайя. Парни из лавки торгуются умеренно и не лишены коммерческой хитрости – фрукты продаются поштучно, а весы – гиревые, так что точность измерений обратно пропорциональна темпераменту продавца.
Хлеб тут принято покупать «с колес» - ходит мужик с велосипедом, на багажник которого установлена корзина, бережно укрытая пленкой, и продает булочки. Я думал, он один такой, пока не увидел около булочной целый парк таких велосипедов – это полноценный торговый канал.
Если нужно купить что-то посерьезней – ткани там метров тридцать или утвари металлической, то нужно идти на рынок (маркет). Есть Арамбольский, а есть  Мандремский. Первый поменьше, но поближе, второй – формально уже соседняя деревня. Но оба, это просто десяток лавочек вдоль улицы. Есть еще Мэйнстрит (Главная улица) – как обычно, улица от пляжа с обеих сторон окруженная туристическими лавками, где кроме непальской одежды и покрывал-ковров, можно купить барабаны, специи и т.п. Говорят, где-то там, в центре Гоа, есть потребительский рай Мапуса (а так же его производственная площадка Сиолим), где, я так понимаю, можно купить все и дешевле, что может понадобиться в данной местности.

5 самых желанных покупок:
- коврики для ванной
- клеенка для кухни
- чайник, удалось найти только большой и алюминиевый в посудной лавке, в которой посуда продается на вес (в ответ на сколько стоит – пожилой, вечно дремлющий дед, идет взвешивать, а потом говорит цену. Подозреваю, что это стандартное ценообразование для этого рынка, только в других местах процедура взвешивания проходит заранее)
- покрывала, не стандартные местные со слонами и расшитые блесками, а такие, на которых можно сидеть
- стаканы, такие металлические, изящной колокообразной формы

Ну и еще штрихи к индийской экономике:
- вопрос Are you marketing? означает не как у вас дела с работой с рынками и сегментацией потребителей, а всего лишь «Ходили за покупками на рынок?»
- ключевой инструмент управления ценами это M.R.P. (Maximum Retail Price – Максимальная розничная цена). Мне понадобилось совершить несколько покупок, прежде чем я сообразил, что все цены указаны на упаковке фабричным способом (наряду с номером партии и сроком годности). Единственный неприятный момент в этом, что цена, по которой нам (приезжим) все продают, все-таки максимальная из разрешенной.
- скидки, как обязательный статусный элемент full-season customer-а. Конечно, это вам не Дахаб, где за правильный выбор ресторана вам приносят полный стол стартеров/напитки и дают скидку 50%. Пока получили скидку 10% в двух шеках с наиболее стабильным интернетом, да и то, ее регулярно нам забывают давать.

Ну и последнее, что вселяет в меня уверенность за будущее индийской экономики:

 
Страна с такими оптимистическим монетами не может не удвоить ВВП.

Комментариев нет:

Отправить комментарий