10 апреля 2010 г.

Светлое будущее

современные родители читают книжки.
современные родители живут под давлением либеральных и даже либертарианский  ценностей.
современные родители по прежнему хотят своим детям только добра.

Поэтому они готовы разрешать своим детям многое и не заставляют их делать то, что можно не делать. И постоянно задаются риторическим вопросом: а что если мы сейчас упускаем возможности и потом будет поздно?

Ведь известно:  люди, которые не готовы к школе, плохо учатся. Люди, которые плохо учатся, не поступают в ВУЗ. Люди, которые не имеют высшего образования, не получают хорошую работу, их социальные возможности снижаются. Ну а там и до остановки прогресса и социальной нестабильности рукой подать.

Ну что, будем работать над светлым будущим, инвестировать в следующее поколение?

Вообще говоря, на достаточно далеком горизонте нам должно быть пофигу на следующие поколения, ведь "когда я есть, она еще не пришла, а когда она пришла, меня уже нет". Так что дальнейшее построение делается на основе пессимистической посылки "не что б было хорошо, а что бы не было плохо", что бы избежать волосодерства под предлогом "надо было тебя закалять, что бы ты был здоров",  "надо было с тобой заниматься, что бы ты был умным", "надо было тебя любить, что бы ты умел быть счастливым".

Хорошо, поставлю вопрос ребром: работает ли ранее развитие и действительно ли "все проблемы из детства"? Отвечу известной формулой: "возможность влияния на результат проекта обратно пропорционально возрасту проекта". Подтверждаю, начать ныряние в 2 месяца в два раза проще, чем в 4 месяца, и в четыре раза проще, чем в 6. Компенсировать недоданную любовь первого часа нужно неделю, а первого дня нужен год. В этом и предупреждение и возможность: все можно изменить, но чем дальше, тем больше усилий и времени для этого нужно.

На первоначальный вопрос мы ответили - поздно не будет, будет просто трудно.

Что там насчет светлого будущего? Право на это самое будущее есть у каждого, и строить его разумная тактика для реализации этого права. Только как обычно, нужно строить СВОЕ будущее, а следующие поколения пусть строят свое. И если в вашем светлом будущем дети учатся на пятерки в престижном ВУЗе - имеете право. Правда дети имеют право строить будущее отличное от наших представлений.
 Ну так как мы все-таки рассуждаем в пессимистичной традиции, то резонен вопрос - раннее развитие хорошо ли это, действительно ли это то, чем все должны заниматься?

Возьмем раннее чтение. Ответственные родители руководствуются лучшими побуждениями: рано научится читать, будет хорошо учится в школе, закончит ВУЗ, получит работу в прохладном офисе, купит квартиру и будет помогать родителям. Но с другой стороны: раннее чтение, как раннее хождение - период ползания не прожит, гармония нарушена, ну или в случаи с чтением, "обучение абстрактным дисциплинам можно начинать лишь тогда, когда сформировался эмоциональный мир ребенка". И квартиру-то он купит, но счастливым она его не сделат, так как навык читать есть, а вот умение быть счастливым, как то пропушено.
т.е. Развитие в смысле раннее овзросление (и ологичевание) тоже может быть частью светлого будущего (особенно если с вам сейчас с этим малолетним не очень комфортно).
Но все таки, мне кажется, что в любом светлом будущем любого родителя главный и неизменный элемент - продолжение контакта со своими детьми, что бы эти неожиданно выросшие люди были для вас приятны и понятны. Ну а для этого важнее строить настоящее, и делать что бы это было ваше совместное с ребенком настоящее, а так гляди и будущее станет светлее и лучше.


похоже я начинаю повторятся: Лучшее время примерно про то же

5 комментариев:

  1. Золотые слова, а Лера согласна с тобой или у нее есть отдельное мнение по этому поводу?

    ОтветитьУдалить
  2. В целом - да. Я за гармоничное развитие, а не за раннее.

    ОтветитьУдалить
  3. Похоже, мы с тобой в словах различаемся больше, чем в делах, это радует...

    ОтветитьУдалить
  4. Вернее, то как Вадик излагает, мне понятнее и ближе, я рада, что это удалось выявить, имеет смысл больше общаться...

    ОтветитьУдалить
  5. Очень интересно, в чем же различие?

    ОтветитьУдалить