15 ноября 2009 г.

Контрперенос

Помню, как после прочтения Светланы Ивановой очень полюбил термины референция и проекция. Первое означает на кого равняется человек при оценки своих действий и поступков. Например, если на себя (внутреняя референция), то ему хорошо идти работать в аудиторы, но плохо в продавцы.

Проекция (лат. projectio — бросание вперед) — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне.
Человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее из вне, а не изнутри него самого.

Проекция помогала избавиться от "социально-желательных ответов". Ну то есть, если человека спросить, зачем ты ходишь на работу, то вместо "из-за зарплаты и халявного интернета", он ответит "я орентирован на результат и на работу в команде". Проективным же вопросом мы спрашиваем "а почему люди ходят на работу?". Утверждается, что такие вопросы выявляют мотивацию кандидата более достоверно. Оно и понятно, проекция это механизм защиты, и опытный интервьюер мастерски отвлекая кандидата на "неличную" тему ослабляет его страх.

Так же на проекции основано явление переноса. Что это в классическом описании: клиент долго и нудно рассказывает аналитику про своего отца, и вскоре начинает вопринимать и относиться к нему как к отцу: ненавидить, бояться, любить. Аналитик конечно же использует это, что бы "анализировать и копать дальше".
В обычной жизни же, это выглядит более прозаично:
  • менеджер проекта верит, что членам команды интересно соблюдать сроки и правильно вести документацию (ему же самому интересно!)
  • ребенок считает воспитательницу "чуть-чуть" мамой (а иначе вдруг эта тетя опасная?)
  • девушка упорно "ищет прЫнца", который как две капли похож на отца, любовь которого она так и не смогла получить в детстве

Но самое интересное, что существует и вторичное явление под названием контрперенос (наконец-то дошли до главной темы). В классике это выглядит так: клиент относится к аналитику, как к отцу, а аналитик в ответ начинает относится к клиенту, как к своему ребенку. Со всеми вытекающими: любить, ненавидить, защищать, давать советы, ну вообщем "переживать за клиента". В психоаналитической практике за контпереносом очень внимательно следят и как что, стремяться отработать с другим психоаналитиком.

В повседневности же это выражается формулой: "ору, потому что на меня орут". Найденный "прЫнц" начинает вести себя как отец (хотя вроде сначало вел себя как приличный человек!), воспитательница позволяет себе "шлепнуть" ребенка (ведь она "мама"), а члены команды норовят поруководить проектом.

Подкованные читатели конечно же скажут, что отношения аналитик-клиент не есть отношения между обычными людьми. Что у обычных людей свои проблемы, переживания и "тараканы". Соглашусь - ну как обычно, обсуждаем упрощенную модель, которая ни есть истина, но демонстрация.


Итак, предупрежден, значит вооружен:
  • Отслеживайте, когда вам явно или не явно начинают присваивать некую роль. Не успеете глазом моргнуть, как посыпяться притензии о несоответствии ей
  • Навязывая кому-то роль, будте готовы, что он в нее вживётся

Комментариев нет:

Отправить комментарий