31 августа 2007 г.

Сертификация PMP – личный опыт

Сертификация PMP – личный опыт

Я сдал экзамен и получил сертификат Project Management Professional в августе 2007 года. Сдал с первого раза, с приятно-высоким результатом:

  • Initiating the Project 75%
  • Planning the Project 78%
  • Executing the Project 79%
  • Closing the Project 100%
  • Monitoring and Controlling the Project 81%
  • Professional and Social Responsibility 93%


Ниже описание, основных моментов подготовки и мои lessons learned.

Планирование подготовки
Задумываться о подготовки к сертификации я начал достаточно давно: в 2001 году я изучил требования PMI, бережно выписал проекты, в которых я «не просто работал», а выполнял некоторые координаторские функции. Результат получился «не очень»: даже добавление маленьких проектов и проектов, в которых «я просто участвовал», не давали нужного кол-ва часов. Кроме этого, не хватало часов обучения. Пришлось на некоторое время отложить эту идею. Повторно мысль о сертификации появилась в 2005, после окончания успешного проекта – захотелось получить дополнительное подтверждение собственных заслуг и усилий, кроме того, была надежда, что сертификация послужит прекрасным поводом, обобщить имеющиеся практические знания и дополнить их лучшей мировой практикой. Повторный расчет часов участия в проектах показал, что можно двигаться дальше.
Итак, основными milestones стали:

  • Пройти обучение (набрать необходимые PDU)
  • Заполнить анкету
  • Оплатить и получить допуск к сдаче экзамена
  • Подготовится к экзамену
  • Зарезервировать время экзамена
  • Сдать экзамен
  • Поделится успехом


Никаких ограничений по срокам я себе не ставил, по бюджету установка были на минимизацию затрат.

Кроме накопленного проектного опыта и достаточного хорошего знания английского, у меня уже был достаточно богатый опыт сдачи computer-based экзаменов: двумя годами раньше я сдавал 4 экзамена CMA, поэтому достаточно хорошо представлял процесс подготовки и сдачи в Prometric.

Обучение
Для того, что бы быть допущенным к экзамену необходимо пройти курсы по управлению проектами. У меня сложилось впечатление, что PMI не предъявляет жестких критериев к содержанию курсов, их провайдерам и подтверждению прохождения (сертификатам или тп). Я знаю людей, которые зачли внутрифирменные курсы. Тем не менее, понимая, что курсы сертифицированного провайдера будут более просты для понимания PMI, я решил минимизировать риск быть не допущенным к экзамену по этому критерию.

TIP! Найти список провайдеров курсов проще всего на сайте PMI (http://tel.occe.ou.edu/cgi-bin/PMI_Provider/repsearch.cgi) задав в качестве критерия поиска Россию.
Мне хотелось пройти два курса: один с общим обзором методологии, другой с ориентацией на сдачу экзамена. Я выбрал PM-Expert так как их программа показалась мне наиболее PMI-ориентированной. Остальные курсы по названию были не столь «академичными» и делали акцент на определенных аспектах управления проектами. В целом я доволен обучением, так как обзор методологии и процесса сертификации я получил, кроме того, очень порадовала ориентация на нужды клиента и готовность помочь в нестандартных запросах. Конечно «сакральных» практических знаний и полезных советов на этих курсах я не нашел и одних курсов явно недостаточно с точки зрения готовности к экзамену. В целом я был готов к этому и изначально закладывал несколько месяцев на самостоятельную подготовку.

Заполнение Application form
Форму я заполнял сразу в Интернете, на английском. У этого способа есть два преимущества: во-первых, снижается риск ошибки и утерь при пересылке, во-вторых, система начинает тебе напоминать о необходимости закончить заполнение, что, учитывая загруженность на рабочем месте, очень даже не лишнее.

TIP! Имеет смысл приготовить файл в Excel со списком всех выполненных проектов, своей ролью в каждом, сроками выполнения и часами по каждой группе процессов.

В моем случае этот помогло выбрать наиболее значимые проекты и определить рекомендателей, которые могут подтвердить мою роль в них. Кроме этого, я делал проверку на пересечение сроков выполнения проектов и на относительное распределение времени по группам. В некоторых случаях, я специально пожертвовал часами, так как, на мой взгляд, часть работы не имела отношение к управлению проектами.

Были некоторые трудности с розыском рекомендателей, так как многие к этому времени уже поменяли свое место работы. Тем не менее, я постарался связаться с каждым, что бы получить его согласие на рекомендацию и напомнить о тех славных делах, которые мы сделали вместе. В общем, эта часть подготовки была самая полезная и приятная, так как позволили обновить старые связи.

Заполнение анкеты заняло несколько месяцев (в основном из-за низкого приоритета по сравнению с рабочими делами), но в конечном итоге финальная проверка сделана, и заветная кнопка Submit нажата.

Оплата и Аудит
Очень скоро на указанный в анкете адрес приходить письмо с подтверждением принятия Application form и просьбой оплатить экзамен. Есть два варианта: с членством в PMI и без оного. По цене практически одно и то же, а учитывая риск возможной не сдачи с первого раза, то членство в PMI выглядело более предпочтительной опцией, так как дает скидки при пересдаче. При нынешнем уровне развития банковских карт оплата не представляет никаких проблем – делается это так же с сайта PMI. После оплаты пришло подтверждение и сообщение о том, что меня случайным образом выбрали для аудита. Для прохождения аудита мне традиционно предлагалось пройти на сайт PMI и ознакомится с дальнейшими инструкциями. Преодолев общее недоумение, я все же взялся изучать, что же мне предстоит делать. В целом оказалось, все не очень сложно: нужно прислать подтверждение образования и пройденных курсов (ксерокопии), а так же подтверждение проектного опыта от каждого рекомендателя в специальном бумажном формате. Каждое подтверждение должно быть подписано рекомендателем, никакие копии не принимаются. Конверт, в который кладется подтверждение, тоже подписывается.

TIP! Самый быстрый способ получить подпись – это личная встреча. Самый долгий попробовать, через прежних коллег передать бумаги – может занять несколько месяцев. Пересылка почтой в другие регионы где-то по середине.

Итак, все бумаги собраны, проверены по Audit checklist, все бережно запечатано в конверт и отправлены обычной аэропочтой в Бельгию. Через неделю пришло подтверждение, что я допущен к экзамену.

Подготовка к экзамену
Про подготовку достаточно много материалов в Интернете. Из моего предыдущего опыта я точно знал, что необходимо обязательно «нарешивать» вопросы, с отслеживанием роста результатов и параллельно читать 2-3 «правильные» книжки.
По книжкам: PMI после оплаты присылает набор начинающего PM, в который входит диск с PMBOK( A Guide to the Project Management Body of Knowledge, Third Edition) на английском. Так что это основная книга для чтения. Я нашел в Интернете общую схему процессов и периодически использовал ее для самопроверки и создания целостного взгляда на процесс (http://www.pmdome.com/download/Processos%20PMBOK%203rd%20US%20-%20BW.pdf)
Кроме того, прочитал Rita Mulcahy и местами Project Management: A Systems Approach to Planning, Scheduling, and Controlling by Harold, Ph.D. Kerzner. Первая радует свое четкой направленностью на сдачу экзамена, второй же автор, на мой взгляд, более академичен: книга большая, толстая, покрывает много всяких аспектов проектного управления и содержит в себе широкий диапазон информации (от личного опыта автора до комиксов из Интернета) – в общем, не смог я все прочитать, читал про планирование и управление конфликтами, и сохранил твердое желание вернуться к этому позже.

Достаточно тщательно я искал инструмент по тренировке вопросов экзамена. Я был ориентирован на инструмент аналогичный используемому при подготовке к CMA. Такого инструмента я не нашел и пришлось выбрать pm-prepare. Чем данный ресурс не радует: отсутствием статистики по обучению (пришлось вести в Excel), туманные объяснения про правильные ответы и отсутствие объяснений, почему ответ не правильный, достаточно не сложный уровень вопросов, а кроме этого, отсутствием режима тестирования (когда результат появляется в конце сессии, а не после каждого вопроса). Достаточно необычно с педагогической точки зрения выглядит статистика по ответам верным со второго раза – на экзамене это поможет не очень сильно. Тем не менее, я купил месяц и прорешал порядка 600 вопросов.

Потом случился перерыв.

Обнаружив это, я решил действовать более решительно – была назначена дата экзамена через месяц от текущего числа, сделана заявка в Prometric на Ленинском (через Интернет) и куплен еще один месяц pm-prepare. В конце-концов в общей сумме я прорешал порядка 1200 вопросов. Я хотел иметь результат не меньше 80% (делая скидки 10% на сложность реальных вопросов и 10% на стресс экзамена). Я делал короткие сессии по 20-30 вопросов каждый день, и несколько больших по 50-200 вопросов. Кроме этого я скачивал пробные тесты из Интернета и обнаружил симпатичный тест здесь (http://www.pmstudy.com/practicetestsindex.asp). В нем набрал порядка 65%. При этом даются результаты в разбивке по областям и комментарии к ответам более адекватные. Ожидаемо подошел день экзамена.
TIP! К рекомендациям PMI могу добавить, что необходимо заранее занять этот день в календаре, что бы неожиданные срочные и важные дела не препятствовали отбытию на экзамен: встречи отменить, дела отложить или делегировать…

Сдача экзамена
Про экзамен рассказывать особенно нечего: пришел заранее, пустили сразу, людей было мало, монитор мерцал.

TIP! Не спешите приступать к экзамену – освойте территорию! Сделайте удобно кресло, подвигайте мышку, уберите, если не нравится, коврик, положите удобно бумагу и калькулятор. Вдумчиво пройдите инструкцию по пользованию программой.

TIP! Даже сдавая на английском, имеет смысл взять русский перевод (это определяется при регистрации на экзамен). Польза даже не от перевода, а от некоторого смещения акцента в русском варианте, что позволяет сократить неопределенность при выборе из двух похожих ответов.

Про вопросы:
- Вопросы, на удивление, по сложности и стилю похожи на pm-prepare.
- Вопросов на расчеты было мало: примерно один на критический путь и два на расчет контрактов.
- Вопросы про входы, инструменты и выходы я встречал как родные, хотя где-то в середине возникли сомнения по поводу названия процесса. Разумеется, полезно понимать, чем отличается один процесс от другого и какая между ними зависимость и последовательность.

Все сомнения я отмечал, что бы вернуться к ним еще раз. Поскольку вопросы в основном не расчетные, то тратить больше минуты на них очень не просто – тем не менее, я следил за оставшимся временем и к концу экзамена понял, что у меня в запасе еще один час. Закончив отвечать, я немного отдохнул, прогулялся умыться (так я до конца и не уверен стоит ли камера в туалете Prometric) и сел отвечать отмеченные вопросы: по ощущения я отметил 20-30 вопросов, над каждым я подумал, почитал русские переводы и в половине случаев поменял первоначальный ответ. После этого прохода у меня осталось 3-5 отмеченных вопроса – по ним было принято волевое решение положится на интуицию.

Оставалось полчаса. Подумав, что прорешать экзамен еще раз все равно не успею, я подтвердил мое желание окончить экзамен. После этого меня опросили на тему моим довольством экзаменом и Prometricом в целом и только после этого выдали результат. Тот же самый результат потом распечатывают на выходе, а так же можно скачать с сайта PMI.

В общем, по сдаче ничего не обычного:

  • Практика, практика и еще раз практика ответов на вопросы
  • Чтение PMBOK и освоение методологии в ее каноническом виде
  • Чтение дополнительной литературы и попытки применить PMBOK в реальной жизни
  • Спокойствие на экзамене и использование жизненного опыта сдачи экзаменов и всех легальных методов для повышения вероятности правильности ответа

Итак, сертификат получен, остался последний milestone.

  • Разделить успех с сослуживцами (= Накрыть стол на работе)
  • Обновить profile в LinkedIn, e-xecutive и подобных местах
  • Сообщить об успехе рекомендателям
  • Написать свои Lessons learned


Всем успехов!
Вадим Козеев

Опубликовано на сайте www.pmi.ru

1 комментарий: